Главная Контакты
RU EN
Slide 2

АКТУАЛЬНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ

Slide 3

СОХРАНЯЯ НАУЧНЫЕ ТРАДИЦИИ

Slide 4

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ФИЗИКА МАГНИТНЫЙ ЯВЛЕНИЙ | СТАНДАРТИЗАЦИЯ И МЕТРОЛОГИЯ

кафедра магнетизма
и магнитных наноматериалов
отдел магнетизма
твердых тел нии фпм

Интервью с Еленой Степановой, доцентом кафедры магнетизма и
магнитных наноматериалов и заведующей сектором прецизионной магнитометрии в
отделе магнетизма твердых тел НИИ физики и прикладной математики

("Уральский федеральный" №6; 28 января 2019)

— Елена Александровна, когда Вас заинтересовала физика?

— Еще в школе на меня повлияла преподаватель физики, которая была неординарной женщиной. Она же привела меня в университет и познакомила с преподавателем Александром Ивановичем Кротким, который увлеченно рассказывал о преимуществах обучения на физическом факультете. В итоге я поступила в УрГУ на физфак.

— А когда Вы начали заниматься научной деятельностью?

— На втором курсе. В далекие советские времена на кафедре магнетизма активно действовала студенческая научная лаборатория «Юный магнитчик», благодаря чему в 1987 году я уже начала заниматься научными исследованиями. Моим руководителем тогда была Надежда Александровна Скулкина, потом она меня передала заведовавшему в то время нашей кафедрой Олегу Андриановичу Иванову. Кандидатскую диссертацию я защищала снова под руководством Надежды Александровны. Их увлеченность физикой магнитных явлений, физикой магнитомягких материалов значительно повлияли на меня в молодости, и я до сих пор продолжаю исследования в этой области.

— Что больше всего увлекает Вас в работе?

— Наука развивается. Во-первых, мы работаем над созданием новых магнитных материалов с уникальными свойствами. Во-вторых, техника не стоит на месте — если раньше в наших научных исследования использовались простые измерительные комплексы, то сейчас применяются новые средства измерения, работающие в том числе на квантовых эффектах. В 2009 году на нашей кафедре появился магнитоизмерительный комплекс MPMS, работающий на основе СКВИД (сверхпроводящих квантовых эффектах) и позволяющий достигать достаточно высоких магнитных полей — до 7 Тл (это в 140 000 раз больше магнитного поля Земли). В прошлом году у нас появился еще один представитель данного класса оборудования — комплекс для измерения физических свойств PPMS DynaCool, который позволяет проводить измерения в магнитных полях до 9 Тл.

— Новое оборудование помогает достигать новых научных высот?

— В последнее время наша кафедра показывает очень высокий уровень научных работ, ежегодно увеличивается количество публикаций — это обусловлено, конечно же, не только наличием высокотехнологичного прецизионного оборудования. Все определяют люди. Наши преподаватели и научные сотрудники отдела магнетизма создают атмосферу, в которой хочется работать и делать что-то новое и необычное: это и наш заведующий Владимир Олегович Васьковский, и завотделом Николай Владимирович Кудреватых, и наши молодые сотрудники Алексей Волегов, Дмитрий Незнахин и Евгения Михалицына. Всех не перечислишь. Стоит отметить, что атмосфера в коллективе способствует в том числе привлечению студентов к нашим научным исследованиям.

— Сложно студентам учиться на кафедре?

— Как и везде, у нас есть и целеустремленные, заинтересованные студенты и ребята, которые не выдерживают большой нагрузки. Студенты первого курса, приходя в университет после школы, зачастую не умеют учиться, поэтому мы активно с ними работаем. Занятия, которые мы проводим для первокурсников, вовлекают ребят в жизнь университета и нашего института естественных наук и математики. Мы пытаемся активировать их лучшие качества и заинтересовать физикой. Если это удается с тремя-четырьмя студентами, это хорошо.

— Студентов сейчас действительно непросто заинтересовать. Чем же Вас привлекает преподавание?

— Как мне сказал один мой знакомый: «Как тебе хорошо — ты все еще не окончила университет!». Преподавательской деятельностью я начала заниматься еще в студенческом педагогическом отряде. Мы возили школьников из Качканара в пионерский лагерь в Крыму, в Феодосии. У нас был дружный коллектив, и мы не давали ребятам спокойно жить. Привычка самим не сидеть на месте и не давать сидеть окружающим сформировала мой подход и к педагогике высшей школы. Я не могу спокойно относиться к тому, что некоторые студенты на парах меня не слушают. Мне нужно, чтобы все были соавторами темы, которую мы изучаем. В общем, не люблю равнодушных людей.

— Что для Вас значит работа в Уральском федеральном?

— Это не работа, а второй дом. Как хорошо, когда идешь домой — с удовольствием, и на работу — с удовольствием. Утром даже возникает мысль: «Хорошо, что надо на работу, отдохну от домашних дел». На работе думаешь: «Хорошо, что надо домой, там столько всего интересного».

— Успеваете совмещать работу с занятиями для души?

— Есть у меня одно увлечение. Оба моих ребенка учились на хоровом отделении в музыкальной школе № 7 имени Сергея Рахманинова, и в этом году у молодого преподавателя Анны Тихоновой появилась идея организовать хор родителей. Два раза в неделю мы собираемся и поем, готовимся к первому выступлению. А еще я люблю путешествовать с семьей по России.

— Куда посоветуете съездить?

— Очень понравилось на Балтийском море в Калининграде! В прошлом году с младшей дочерью ездили в Карелию, проехали от Петрозаводска до побережья Белого моря, даже сплавлялись на рафте. Зимой съездили в Ярославль и его окрестности — познакомились с городами Костромой, Нерехтой и Мышкиным. Мышкин — маленький город, но очень интересный. Там живут удивительные люди! Они фанаты своего дела. В городе, в котором 5 800 жителей, работает 29 музеев. Люди любят свой город и отдают эту любовь другим.