Министерство образования Российской Федерации

ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»

Спонтанные магнитные
фазовые переходы

Описание лабораторной работы №1

Цель работы: изучение особенностей магнитных фазовых переходов второго рода на примере спиновой переориентации и превращения магнитоупорядоченного
состояния в парамагнитное; измерение температур фазовых переходов

3. Задание и порядок выполнения работы

В работе предлагается измерить зависимости магнитного отклика от температуры в интервале 150-300 К для трёх образцов. Из анализа этих зависимостей определить наличие, характер и температуры магнитных фазовых переходов. Образцами являются монокристаллы интерметаллических соединений ТbСо2 и Nd2Co7, имеющие кубическую и гексагональную кристаллические решетки соответственно, а также монокристалл ортоферрита (SmTb)FeO3.

3.1. Правила техники безопасности при работе с жидким азотом

В данной работе в качестве хладагента используется жидкий азот. Он представляет определенную опасность для здоровья человека. В связи с этим необходимо знать основные поражающие факторы жидкого азота и способы защиты от них.

1. Жидкий азот имеет чрезвычайно низкую температуру (-196 оС). Попадание его на открытые или слабо защищенные участки тела приводит к тяжелым «ожогам», при попадании в глаза – к поражению глаз.

2. Прикосновение незащищенных участков тела к неизолированным трубопроводам приводит к серьезным поражениям кожи.

3. При хранении жидкого азота существует опасность конденсации паров кислорода, являющихся взрывоопасными. Поэтому запрещается использовать старый азот, время получения которого превышает десять дней или неизвестно.

4. Азот не является токсичным. Но повышение его концентрации ведет к снижению содержания кислорода в воздухе, что может вызвать удушье.

5. Все работы, связанные с заливкой азота через воронку следует производить в халате и рукавицах.

6. Отверстия для выхода испаряющегося азота должны быть снабжены приспособлениями, которые устраняют образование ледяных пробок.

7. Охлаждение предметов жидким азотом необходимо проводить постепенно, следя за тем, чтобы разбрызгивание жидкости отсутствовало.

8. Категорически запрещается работа студентов с жидким азотом без разрешения и в отсутствие преподавателя или лаборанта.